Литературное чтение

Примерный список литературы 3 класс

1. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
2. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки
3. А. Милн «Вини Пух и все-все-все»
4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
5. П. Ершов «Конёк-Горбунок»
6. А. Чехов «Каштанка»
7. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»



8. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
9. Б. Житков «Рассказы о животных»
10. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
11. Р. Киплинг « Рикки – Тики – Тави»
12. Сказки А.С. Пушкина
13. Гауф «Карлик-нос», «Маленький Мук», «Холодное сердце», «Калиф – аист»

Читаем в апреле

Знакомимся с творчеством Эдуарда Успенского

Книги для детей Эдуарда Успенского

ДЯДЯ ФЕДОР, ПЕС И КОТ

(фрагмент книги)

__________________________________________________
Читаем на весенних каникулах

Приятного чтения!
Мышонок Пик




_____________________________________________________________________

                               Олимпиада (апрель)
1. В каком из предложенных текстов даётся определение СКАЗКИ. Обведи букву выбранного варианта ответа.
А. Народное повествование, ведущееся от имени рассказчика.
Б. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, зачастую с участием волшебных, фантастических сил.
В. Рассказ исторического или легендарного содержания.

2. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения. 
К.Чуковский                            Крокодил Гена и его друзья
С.Михалков                                               Федорино горе.
Э.Успенский                                         Снежная королева
А.Пушкин                                                      Дядя Степа
Г.Х.Андерсен                                         Конёк – горбунок
П.Ершов                                      Сказка о рыбаке и рыбке

3. Тест.

  1. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________ 


  1. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________
  2. Её больше всего боялся Железный Дровосек. _______________________________________
  3. Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. _______________________________________
  4. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. ______________________________________
  5. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _________________________________________
  6. Другое название азбуки. ____________________
  7. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть? _________________________________________


  4. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.
1 Сивка
2 Алёша
3 Ковёр
4 Лягушка
5 Винни
6 Конёк
7 Ванька
8 Муми
9 Иван
10 Сорока
Встанька
Горбунок
самолёт
царевич
тролль
Попович
бурка
путешественница
Пух
Белобока
5. Соедини стрелками начало фраз их концы.
          Будет и на нашей улице…                 …дома лучше.
          Волков бояться -                                 …сплыло.
          Было, да…                                           …век учись.
    В гостях хорошо, а…                          …праздник.
          Век живи - …                                        …в лес не ходить.
6. Найди рифмы к словам:
Жара_____________________ Речка___________________
Ребята__________________.
7. Прочитай названия русских народных сказок, добавив гласные.

«ГСЛБД»_____________________________________________

«ТРМК»______________________________________________

«ЛСТТРВ»____________________________________________

«КШ З ТПР»__________________________________________

8. Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…
Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.
Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:
1. Кто сам умеет есть?
Отмечай правильный ответ знаком «+»
- Цыплята
- Воробьята
2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?
- Тому, что птицы сами ищут еду?
- Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
4. Чему удивляются воробьята?
- Тому, что птицы сами ищут еду?
- Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.
_____________________________________________________________________
Внеклассное чтение (март)

Читать книги он- лайн
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.




Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки-несказки”. Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – “сказки-несказки”. Они рождаются как ответ на детские “Почему?”. Отсюда и названия многих произведений: “Отчего у сороки такой хвост?”, “Чьи это ноги?”. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью 

помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает “Лесная газета”, где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана “Лесная газета на каждый год”, и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

Задание

________________________________________________________________________________________
"Энциклопедические серии книг" (февраль)
К уроку необходимо:
1) прочитать как можно больше информации из разных энциклопедий;
2) подготовить представление (рекламу) своей любимой энциклопедии, т.е. рассказать кратко (2-4 предложения) о её содержании, чем она интересна. Энциклопедию обязательно принести на урок;
2) составить задание для игры "Чёрный ящик", пользуясь сведениями из энциклопедии. Принести на урок либо сам загадываемый предмет, либо его изображение. Отгадку детям до урока не говорить
        Пример задания: 
   Этот предмет в древности люди называли "яблоками бессмертия" и считали, что сочные душистые плоды предохраняют людей от болезни и старения. Какой предмет лежит в "Чёрном ящике"?
    Из "Чёрного ящика" достаётся или сам апельсин, или картинка с его изображением.
   После этого учащийся пересказывает об апельсине информацию, которая размещена в его энциклопедии. На пересказ потратить не более 2 минут.
_________________________________________________________________________________

 "Русские поэты - классики" (январь)

      К уроку необходимо: 
1) прочитать не менее 3 стихотворений о природе
2)  одно стихотворение выучить наизусть 
_________________________________________________________________________________________
Олимпиада (декабрь)
1. Соедини правильно части «крылатого выражения»:
Льѐт, как зеницу ока. Беречь, как ножом отрезать. Дрожать, как осенний лист. Сказать, как из ведра. Торопиться, как своих ушей. Не видать, как на пожар.
2. Подбери синонимы к словам:
Красивый – ______________________
Вежливый – _____________________
Шалун – ________________________
Маленький – _____________________
3. Подбери антонимы к словам:
Смеяться – ______________________
Помогать – ______________________
Богач – __________________________
Голодный – ______________________
Спасти – ________________________
4. Ответь на вопросы:
а) Назови средство передвижения Бабы-Яги? ___________________________________________________
б) Чем может стать карета после полуночи? ___________________________________________________
5. Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.
Ледоход: лѐд________________________.
Вышел на берег народ,
_____________, как река______________.
Лѐд в кусочки _______________________.
Слова для справок: разбивает, идѐт, играет, смотрит.
6. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов. Сивка Алѐша Ковѐр Лягушка Винни Конѐк Ванька Муми Иван Сорока Встанька Горбунок Самолѐт Царевич Тролль Попович Бурка Путешественница Пух Белобока
7. Прочитай. Определи, каким жанрам художественных произведений соответствуют данные признаки.
а) Небольшой объѐм; стихотворная форма; изображение чувств и переживаний. б) Небольшой объѐм; герои-животные или растения; о животных говорится, как о людях; в) Наличие вымысла; постоянные помощники добро побеждает зло г) Небольшой объём, главные герои люди, животные, отсутствует вымысел.
Жанры: рассказ, стихотворение, сказка, басня.
8. Прочитай тексты. Определи, какому жанру Устного народного творчества соответствует каждый из них:
а) Спи, Алѐнушка моя, Спи, голубушка моя. Баю, баюшки, баю.
б) Стоит ствол, На стволе кол, На колу дворец, Во дворце певец.
в) Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с лоток.
г) Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит – выйди вон.

______________________________________________________

 "Произведения белорусских и русских сказочников"(ноябрь)

 

___________________________________________________


Комплексная работа (октябрь)
Прочитай текст
Когда я вышел из избушки, то ружьё зарядил мелкой дробью. Думал, рябчика встречу — подстрелю на обед.
Тихо иду, стараюсь, чтобы снег под валенками не скрипел. Вокруг ёлки мохнатым инеем покрыты, как бородой.
Вышел я на полянку, смотрю — впереди под ёлкой что-то чёрненькое.
Поближе подошёл — а это коричневая бабочка сидит на снегу.
Вокруг сугробы намело, мороз трещит — и вдруг бабочка!
Повесил я ружьё на плечо, снял шапку и стал ещё ближе подходить, хотел её накрыть шапкой.
И тут снег у меня под ногами взорвался — порх-порх! — и три рябчика вылетели.
Пока я снимал ружьё, они скрылись в ёлках. Остались от рябчиков только ямки на снегу.
Походил я по лесу, поискал, да разве теперь их найдёшь. Притаились на ёлках, сидят и надо мной смеются.
Как это я рябчиный хохолок за бабочку принял? Это же рябчик высунул головку из-под снега, чтобы за мной подглядывать. В другой раз не буду зимой бабочек ловить.(149)
(Г. Снегирёв)
Ответь на вопросы и выполни задания
В какой книге ты мог бы прочитать это произведение?
1) Стихи
2) Рассказы
3) Сказки
Где происходят события, описанные в тексте?
1) в поле
2) в лесу
3) в деревне
4) в избушке
Когда происходят события, описанные в тексте?
1) летом
2) осенью
3) зимой
4) весной
О чём говорится в тексте?
1) о том, как выглядят рябчики
2) о том, как автор принял рябчиков за бабочек
3) о том, как рябчики смеялись над автором
4) о том, как надо ловить рябчиков.
Зачем автор отправился в лес?
Какой вывод сделал автор после прогулки?
1) Надо ловить не рябчиков, а каких-нибудь других птиц.
2) Не надо ловить рябчиков зимой.
3) Удачная прогулка получилась.
4) Не надо ловить бабочек зимой.
Объясни, почему охота на рябчиков не удалась? Постарайся найти все доказательства.
Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
1) В другой раз не буду зимой бабочек ловить.
2) Остались от рябчиков только ямки на снегу.
3) Поближе подошёл — а это коричневая бабочка сидит на снегу.
4) Когда я вышел из избушки, то ружьё зарядил мелкой дробью.
Какое название больше всего подходит к истории, рассказанной автором?
1) Зимняя прогулка.
2) Ямки на снегу.
3) Бабочка на снегу.
4) Удачная охота.



________________________________________________________________

"Книги о природе" (сентябрь)



  




Комментариев нет:

Отправить комментарий